blanqi ([info]blanqi) wrote,

К забытой дате.

В "Русском журнале" помещена ярко-полемическая статья Александра Тарасова Ты помнишь, товарищ, как всё начиналось? Памяти восставших против вонючей империи. Статья о России на грани 19-20 веков.

Рекомендую для отрезвления воспевателям царской России, и всем, интересующимся русской историей и русской революцией.

  • Post a new comment

    Error

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

[info]maoistdog

March 13 2008, 10:36:11 UTC 4 years ago

Спасибочки за ссылочку. Это интересно и важно.

[info]sart

March 13 2008, 10:51:26 UTC 4 years ago

Как-то в одну кучу понакидано, в общем-то, банально, но всё равно интересно.

Что касается дореволюционной дикости: в Самаре XIX века, чтобы бороться с пылью, улицы поливали нефтью. В деревянном в основном городе :)

А население глубинки, кстати, весьма настороженно относились к ссыльным, скубентам-жидам-сицилистам.

Скажем, такая история. Толпа бьёт очередного такого. Подбегает бабка. Говорит - мужики, постойте. Мужики недоумённо останавливаются, жертву не отпускают. Бабка скрывается во дворе, и через некоторое время появляется с ведром кипятка. Содержимое незамедлительно выливается на "подозрительного типа".

Так что массовость соцкружков, о которой пишет Тарасов - явление исключительно индустриальных городов, которых тогда было с десяток, наверное.

[info]blanqi

March 13 2008, 10:59:31 UTC 4 years ago

Да, в статье много всего - потому не стал её разбирать.

О массовости не совсем так. И разогнанные народники, и другие ссыльные "неблагонадёжные" оказывали большое влияние. Ведь они были почти в каждой образованной русской семье! Не ссыльный и не исключённый - так у соседей, у друзей обязательно. И потом по всей России они учили, находили единомышленников. Возьмите воспоминания любого революционера "из глубинки" - простого рабочего, из бедной семьи. Там всегда в детстве какой-нибудь библиотекарь, старик из народников и т.п.

"Партии" это само по себе не создавало, но создавало чрезвычайно благодатную питательную среду. Революционные организации в России родились в середине 70-х годов 19 века, и к концу века здорово взрыхлили почву.

[info]sart

March 13 2008, 11:12:37 UTC 4 years ago

Так образованных семей-то было мало!

А имеющих взгляды - и того меньше.

[info]blanqi

March 13 2008, 11:21:56 UTC 4 years ago

Но в счёт идут только они. Они говорят массе и разъясняют массе (что и как делать), уж простите за ткачёвщину и бланкизм. :)

[info]sart

March 13 2008, 11:26:15 UTC 4 years ago

Ну да, иерархическое общество.

[info]blanqi

March 13 2008, 11:32:50 UTC 4 years ago

Да, только власть хочет, чтобы народ был неграмотным и пассивным, а революционеры - политически просвещённым и борющимся. Иерархии, они тоже оцениваются ПО ЦЕЛЯМ, как всё в мире.

[info]sart

March 13 2008, 11:36:44 UTC 4 years ago

Это не оценка, а костатация.

Это к тому, что сейчас общество атомизировано, технологии тех времён
не работают.

[info]blanqi

March 13 2008, 11:43:44 UTC 4 years ago

Пока что по результатам "оппозиционеров" разных мастей очевидно, что все прочие "технологии" не работают. А метод революционного большевизма (и вообще русский революционный опыт, тех же народовольцев) никто не применял. Применим - будет результат.

[info]aviamatka

March 13 2008, 12:08:15 UTC 4 years ago

Нет такого опыта. Исполнительный комитет архивов не оставил.
Веруя в "методы", Вы повторяете савинковскую ошибку
для него она, кстати, стала роковой

[info]blanqi

March 13 2008, 12:16:15 UTC 4 years ago

Ошибаетесь. Архив ИК "Народная воля" и большинство документов организации сохранены и опубликованы. Как и четырёхтомник статей Ткачёва и прочее. По истории и практике русского революционного движения материалов достаточно, хотя, конечно, не на каждом "лотке". Кому надо - найдёт.

[info]aviamatka

March 13 2008, 12:32:09 UTC 4 years ago

Блажен, кто верует

[info]beobaxter

March 13 2008, 13:28:58 UTC 4 years ago

Опаньки!

Я тут по цитате собираю, а оказывается - аж 4-томник есть! Существует ли в электронном виде? ;)

[info]blanqi

March 13 2008, 14:59:59 UTC 4 years ago

Re: Опаньки!

Не видел. У меня первый том, 1932 год, Москва, "Издательство политкаторжан".

[info]aviamatka

March 13 2008, 11:14:15 UTC 4 years ago

Всем сразу стало ясно
что слабою ужасно
была ассенизация в в тринадцатом году...

Год тому гуляла по сети фотография старшеклассника Леннона на теткиной кухне. Декор - как из довоенной горьковской кинотрилогии. А Темза говном благоухала ежелетне до середины 70-х. Но никто не восстал. Дикари

[info]blanqi

March 13 2008, 11:20:15 UTC 4 years ago

Не стану спорить, не историк ассенизаторства - хотя Гиляровский сообщает про Москву много непривлекательного (и быстро улучшенного большевиками).

Но и выложенных плиткой тротуаров, как у Михалкова и как в тысяче современных исторических сериалов - не наблюдалось.

[info]aviamatka

March 13 2008, 11:59:25 UTC 4 years ago

Развитие городской инфраструктуры мало зависимо от форм правления - то же самое далала бы любая власть. Понимание градостроительных задач Оссманом и Парижской Коммуной было почти идентичным.

Поскольку мобилизационные мощности у советской власти были на порядок выше, вполне возможно, что она справилась с перестройкой городского коллектора на десяток лет раньше, чем предыдущая. И Михалкова в пропагандисты тоже не царизм вывел

[info]blanqi

March 13 2008, 12:12:44 UTC 4 years ago

Я и Вы не пифии, чтобы толковать о "понимании" посторонних лиц. Важно - что делалось. Что там себе Лужков "понимает" и говорит - плевать. Зато видно, чего он делает.

Между делами в интересах всего города, всех жителей, всего народа и делами в СОБСТВЕННЫХ интересах прежде всех прочих как раз проходит граница между социализмом и капитализмом.

[info]aviamatka

March 13 2008, 12:29:44 UTC 4 years ago

В Париже делал, как раз, Оссман.
Лужков ничего не понимает - это видно из того, что он говорит.
Он попка и "собственных" интересов у него - разве что Дима Белан. "Деньги" у него с женой отберут одновременно с "должностью".

А граница между капитализмом и социализмом проходит между местом, с которой видно и общеизвестно ЧЬИМИ интересами являются "общественные" и "государственные" и местом, из которого это разглядеть решительно невозможно. Этим социалистическим духом приблизительности, кстати, надут и Лужков

[info]akinak2000

March 13 2008, 11:24:49 UTC 4 years ago

Спасибо, интересно.
Create an Account
Forgot your login or password?
Facebook Twitter More login options
English • Español • Deutsch • Русский…