blanqi ([info]blanqi) wrote,
@ 2008-12-04 17:50:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Страх и свобода.
Константин Крылов опубликовал на сайте АПН статью. В ней автор, [info]krylov , сквозь зубы, ругая СССР по явно или смутно связанным с темой статьи поводам, признаёт "безопасность" советского строя. Безопасность СССР заключается в таких примерно обстоятельствах (во второй части, конечно). Смысл статьи сводится к тому, что безопасность эта была рабской и способствовала ещё большему рабству, отучая человека защищаться, воспитывая слабаков.

Начнём с того, что свобода есть отсутствие страха. Человек свободен в той мере, в какой ничего не боится. Страх за доход, имущество, близких и будущее ликвидирует свободу. Сегодня защите от опасностей посвящена значительная часть времени и сил человека. Железные двери, сигнализации, охраны, экономические гарантии, гарантии под гарантии, и так далее... вплоть до страха перед резким выражением (политкорректность). Страхование - прекрасное, выявляющее смысл слово, страх - его корень.  Непрерывное и всеохватывающее страхование всего - вот символ современной цивилизации. Страх - корень времени.

Между осторожностями перед настоящим и страхом за будущее свободе негде поместиться. У Стругацких ("Стажёры") "русский мальчик" Юра Бородин не задумывается о старости, а его оппонент, "опытный" и умный буржуа, знает, что молодость - лишь средство для обеспечения старости. Здесь первая разница между между мирами необходимости и свободы.

К теме старости и смерти мы ещё вернёмся, а пока перейдём ко второй, "экзистенциальной" посылке статьи. Автор полагает, что вне опасностей мира человек не может самосовершенствоваться, не может стать стать сильным. То есть, непрерывно защищаясь от грядущих неприятностей, окапываясь и совершенствуя спутниковую сигнализацию, можно дорасти до титана духа и Ильи Муромца. Так сказать, уповая на милосердие божие, за два солёных огурца особенно. Если и закаляются характеры, то никак не в в тысячи и одной тщетной предосторожности, не в ожесточённом зарабатывании на установку новой пуленепробиваемой входной двери.

Конечно, человек формируется трудом конкретным, но личность, ум и талант (в отличие от мышцы) определяются целью этих "малых ступенек". Лев Толстой десять раз переписал завиток на шее Анны Карениной, Ростислав Плятт мог год обдумывать верную драматическую подробность, Нина Семизорова несколько лет разучивала под руководством Улановой миниатюрного "Умирающего лебедя". Однако это не укрепление решёток на окнах. Между трудом "для" и заботой "от" не дистанция, но противоположность.

Возражение: это примеры "высокого искусства". А рабочий? Ведь нудный грязный труд пока не преодолён? - Тем более. Пока не преодолён, рабочий настолько свободен в механическом труде - насколько проще ему сменить профессию, отдохнуть и отвлечься на хобби, и чем больше общественного  смысла, общественной надобности в его деятельности. Между необходимостью тяжело трудиться для спасения от голода и необходимостью работы общественной, вызванной общим недостаточным уровнем технического развития - вторая разница царства необходимости и свободы.

Вернёмся к старости, смерти и "экзистенциализму". Советский социализм был жестоким строем - не в смысле лагерей и цензуры. Завершив "животную историю человечества", перебросив людей из царства необходимости в царство свободы, социализм оставил их один на один с трагедией человеческого существования. СССР не только не избавил от смерти, страданий, поисков смысла короткой жизни, старости - он убрал все маскирующие вуали, механизмы - смягчающие эти последние вопросы. Борьба за существование окончилась, погоня за успехом (и другими дурманящими радостями потребления) ликвидирована - человеку не увернуться от вечности. Вот тут и познаётся глубина души и сила воли человека, обретается настоящая "экзистенциальность", личная тропинка на Млечном пути. И - многие "прекраснодушные идеалисты" сломались. Патологическая ненависть (особенно у т.н. "шестидесятников") к СССР во многом объясняется этим - отсутствием мужества. За собственную слабость мстят злее всего.

Бросились многие "шестидесятники" в капитализм, как в водку - чтобы в потребительстве и суете "элитной славы", "тусовки", забыться, спрятать (от себя прежде всего) мелкость натуры. Что выдали они за 20 лет со ступенек "звёздной лестницы"? Мычание. Живой Стругацкий охраняет "авторские права" и пишет убоговщину. Лестница страха низвела на четвереньки. Здесь третья - представшая перед нашими глазами - творческая разница жизни по необходимости и по свободе.

Современный мир выстроен на страхе. На предосторожностях, камерах наблюдения, раздеваниях в аэропорту, на страхе бедности прежде всего. Его философы (Кьеркегор, Ясперс) ставят страх непременным двигателем человеческого существования.

Мир без страха - социализм, лекарство - социалистическая революция.



Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>

(540 comments) - (Post a new comment)


[info]sinitzat
2008-12-04 03:43 pm UTC (link)
Формулировать стали - зашибись!:) Отлично.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 03:47 pm UTC (link)
Спасибо, растём... над собой. :)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]amsterdam_4, 2008-12-04 07:53 pm UTC
Для детей - [info]ohtori, 2008-12-06 07:25 pm UTC
(no subject) - [info]sinitzat, 2008-12-07 02:37 pm UTC
(no subject) - [info]ohtori, 2008-12-07 02:42 pm UTC
(no subject) - [info]sinitzat, 2008-12-07 02:44 pm UTC
(no subject) - [info]ohtori, 2008-12-07 02:50 pm UTC

[info]left_element
2008-12-04 03:47 pm UTC (link)
Прекрасно. Чётко, ясно, кратко, ёмко.
В мемориз.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 03:51 pm UTC (link)
Спасибо за оценку.

(Reply to this) (Parent)


[info]aleks1958
2008-12-04 03:50 pm UTC (link)
Мощно.
Титан мысли ,отец русской (демократии) коммунистической мысли :))

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 03:52 pm UTC (link)
Я дам вам парабеллум. :)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]aleks1958, 2008-12-04 06:23 pm UTC
тришечки не так
[info]pozandtiv
2008-12-04 03:52 pm UTC (link)
свобода это и свобода бояться. признаться себе в том, что боишься

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 03:57 pm UTC (link)
Да, речь не о бездумных баранах. О том, что не страх должен руководить жизнью.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]pozandtiv, 2008-12-04 03:59 pm UTC
(no subject) - [info]left_element, 2008-12-04 04:01 pm UTC
я ужос руССколобых - [info]pozandtiv, 2008-12-04 04:05 pm UTC
:) - [info]left_element, 2008-12-04 04:10 pm UTC
Именно что "тришечки не так". - [info]left_element, 2008-12-04 03:57 pm UTC
а глаза нам застилает гордыня - [info]pozandtiv, 2008-12-04 04:01 pm UTC
Re: а глаза нам застилает гордыня - [info]left_element, 2008-12-04 04:06 pm UTC
Re: а глаза нам застилает гордыня - [info]pozandtiv, 2008-12-05 07:09 am UTC
Ни слова о какложопости не скажу, но... - [info]left_element, 2008-12-06 02:24 am UTC
Re: Ни слова о какложопости не скажу, но... - [info]pozandtiv, 2008-12-08 07:09 am UTC
И ты тут??? - [info]rushd, 2008-12-04 03:59 pm UTC
Re: И ты тут??? - [info]pozandtiv, 2008-12-04 04:03 pm UTC
Re: тришечки не так - [info]shean, 2008-12-05 08:58 am UTC
Re: тришечки не так - [info]pozandtiv, 2008-12-05 09:04 am UTC
не только энурез - [info]shean, 2008-12-05 11:56 am UTC
Re: не только энурез - [info]pozandtiv, 2008-12-05 12:04 pm UTC
пожимает плечами - [info]shean, 2008-12-05 12:12 pm UTC
от противного - [info]pozandtiv, 2008-12-05 12:43 pm UTC

[info]intatin
2008-12-04 03:58 pm UTC (link)
"Вернёмся к старости, смерти и "экзистенциализму"." - и далее.

Особое спасибо за этот абзац. Я всегла так думал, но сказать бы так не мог.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:04 pm UTC (link)
Рад, что мысли совпали и уточнились.

(Reply to this) (Parent)


[info]bocconon
2008-12-04 03:58 pm UTC (link)
Завершив "животную историю человечества", перебросив людей из царства необходимости в царство свободы, социализм оставил их один на один с трагедией человеческого существования.

Интересная мысль. Пожалуй, что так. Ну вот как верующий человек, христианин, скажу, что для меня выход из этой трагедии есть - я воспринимаю нынешнюю жизнь здесь, на Земле, как транзит к жизни вечной. А какой выход видите вы?

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:08 pm UTC (link)
Н.Фёдоров пришёл к "воскрешению мёртвых" как к единственно возможному завершению "общего дела". Я не уверен в реальности этого, потому просто скажу, что "общее дело" есть. Но до зримых целей и плодов ничего, кроме мужества, в "смягчение личной участи" предложить не могу.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]bocconon, 2008-12-04 04:13 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-12-04 04:22 pm UTC
(no subject) - [info]aviamatka, 2008-12-04 05:35 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-12-04 05:50 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]humanitarius, 2008-12-22 05:42 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-22 06:09 pm UTC
(no subject) - [info]humanitarius, 2008-12-22 06:58 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-23 06:37 am UTC
(no subject) - [info]humanitarius, 2008-12-23 07:08 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-23 07:28 pm UTC
(no subject) - [info]humanitarius, 2008-12-23 07:47 pm UTC
(no subject) - [info]aviamatka, 2008-12-04 06:23 pm UTC
(no subject) - [info]veryeager, 2008-12-05 10:41 am UTC
О религии - [info]karpion, 2008-12-06 09:05 pm UTC
(no subject) - [info]sam_glor, 2008-12-04 04:15 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 05:32 pm UTC
(no subject) - [info]bocconon, 2008-12-04 05:35 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 05:59 pm UTC
(no subject) - [info]bocconon, 2008-12-04 06:02 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 06:05 pm UTC
(no subject) - [info]bocconon, 2008-12-04 06:20 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 06:24 pm UTC
(no subject) - [info]bocconon, 2008-12-04 06:26 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 06:40 pm UTC
(no subject) - [info]bocconon, 2008-12-04 06:44 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 07:03 pm UTC
(no subject) - [info]aviamatka, 2008-12-04 05:38 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 06:03 pm UTC
(no subject) - [info]aviamatka, 2008-12-04 06:47 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 07:08 pm UTC
(no subject) - (Anonymous), 2008-12-05 05:28 am UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-05 07:35 am UTC
(no subject) - [info]aviamatka, 2008-12-05 08:20 am UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-05 08:48 am UTC
(no subject) - [info]wolff1975, 2008-12-04 06:24 pm UTC
(no subject) - [info]zimopisec, 2008-12-04 07:07 pm UTC

[info]rushd
2008-12-04 04:00 pm UTC (link)
Здорово! ППКС!

(Reply to this)


[info]kommari
2008-12-04 04:01 pm UTC (link)
Мощно.
Вам, пожалуй, надо бы уже книжку написать - выходите серьезный на уровень.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:09 pm UTC (link)
Думаете, книжку сегодня прочтёт больше людей? :)

Или для порядка мыслесложения?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]kommari, 2008-12-04 04:12 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-12-04 04:13 pm UTC
(no subject) - [info]eldhenn, 2008-12-04 05:27 pm UTC
(no subject) - [info]shiko_1st, 2008-12-04 09:33 pm UTC

[info]sergio_leone
2008-12-04 04:02 pm UTC (link)
Здорово написано.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:49 pm UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]dobryi_drake
2008-12-04 04:06 pm UTC (link)
Хорошо сформулировано, и верно. Спасибо.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:49 pm UTC (link)
Спасибо... и пожалуйста. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]rjf_snyker
2008-12-04 04:11 pm UTC (link)
Шикарно

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:49 pm UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]v_bobok
2008-12-04 04:17 pm UTC (link)
Лихо. И метко, да.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:50 pm UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]__diogen__
2008-12-04 04:18 pm UTC (link)
Не "Путь на Амальтею". "Стажеры"

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:20 pm UTC (link)
Спасибо. Исправил.

(Reply to this) (Parent)


[info]vikrussia
2008-12-04 04:21 pm UTC (link)
Как совпало!
http://vikrussia.livejournal.com/247335.html?mode=reply

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:24 pm UTC (link)
:) "Уловил настроение (вашего) момента" - это хорошо. :)

Рад, что совпало и понравилось.

(Reply to this) (Parent)


[info]arvegger
2008-12-04 04:34 pm UTC (link)
Недурно. Вот и Крылов не зря жизнь прожил.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:40 pm UTC (link)
Гм.. :)

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]sinitzat, 2008-12-04 04:59 pm UTC

[info]reincarnat
2008-12-04 04:34 pm UTC (link)
Отлично. Просто, сжато и доходчиво, как выстрел прямой наводкой из пушки.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:41 pm UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]kolobok1973
2008-12-04 04:37 pm UTC (link)
Всё правильно.
Вы отлично сформулировали мысль, которая мучает меня уже очень давно...

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:50 pm UTC (link)
Хорошо избавляться от мучений. :) Спасибо.

(Reply to this) (Parent)

(no subject) - [info]jalynski, 2008-12-07 06:07 am UTC

[info]cccp_2
2008-12-04 04:51 pm UTC (link)
Спасибо за этот пост. А за Крылова обидно - вроде и умный человек, но изрыгает настолько мерзкую и бредовую антисоветчину, что иной либерал-правозащитник позавидует.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 04:57 pm UTC (link)
Пожалуйста. Предпочитаю не обсуждать "вообще" третьих лиц (лучше по конкретным словам, делам и поводам); что крылов яростный антисоветчик - да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]jalynski, 2008-12-07 06:09 am UTC

[info]russmedved
2008-12-04 04:55 pm UTC (link)
Изначальная предпосылка "свобода есть отсутствие страха" неверна в корне. Свобода это возможность выбора, поэтому дальнейшие рассуждения похожи на паровоз, который направили не по той ветке.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:00 pm UTC (link)
Свобода выбора при наличии страха - это иллюзия выбора и свободы.

Паровоз в порядке.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]geovit, 2008-12-05 05:33 am UTC
Re: Свобода выбора при наличии страха - [info]karpion, 2008-12-06 09:09 pm UTC
(no subject) - [info]nichotaksebe, 2008-12-05 09:56 am UTC

[info]ampir
2008-12-04 04:56 pm UTC (link)
да, антикоммунизм - продукт личной трусости. консюмеризм как средство отторжения страшной, безысходной реальности.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:01 pm UTC (link)
Для "антисоветского советского" поколения - да.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]darkhon, 2008-12-04 09:31 pm UTC

[info]gilgatech
2008-12-04 04:57 pm UTC (link)
Заметьте, Крылов всё нынешнее поколение обожжёным. Чтобы мы не сомневались, что сами виноваты в том, что нам херово. Растёт новое поколение. Которое не сомневается, что вставать в 4 утра и ехать на работу, возвращаясь с неё в 23-это активная жизненная позиция и успех. Когда я спрашивал у москвичей "ну как там в билингве" или "не были ли вы там-то", "какое впечатление на вас произвело то-то", их лица менялись. Понимая, что их гдето наебали. Молодых жалко. Пока энергия прёт будут вьёбывать. Потом поймут.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:03 pm UTC (link)
Да. Первое убивает кучу зайцев и живую память. Последнее - метко, сам неоднократно подмечал подобное.

(Reply to this) (Parent)

а не можете пояснить - [info]sternenzaehler, 2008-12-04 05:32 pm UTC
Re: а не можете пояснить - [info]gilgatech, 2008-12-04 06:02 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 05:35 pm UTC
(no subject) - [info]gilgatech, 2008-12-04 06:08 pm UTC
(no subject) - [info]sergio_leone, 2008-12-04 06:13 pm UTC
(no subject) - [info]ecuared, 2008-12-04 11:55 pm UTC
(no subject) - [info]gilgatech, 2008-12-05 04:04 am UTC
(no subject) - [info]irga101, 2008-12-06 03:29 pm UTC
(no subject) - [info]gilgatech, 2008-12-06 03:41 pm UTC

[info]_ander
2008-12-04 05:11 pm UTC (link)
Отлично! Очень понравилось.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:14 pm UTC (link)
Пожалуйста. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]roman_n
2008-12-04 05:19 pm UTC (link)
Один из аспектов.
Отлично.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:25 pm UTC (link)
Да, и тот вкратце. :)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]zepete
2008-12-04 05:29 pm UTC (link)
Херня все это.
В любом государстве тоже самое, только ПиАр разный.
Рабочим почти так же жилось.
Если есть вредная работа, то без принуждения не обойдешься:)
Например, на ВАЗе в заводской больничке могли только определенные диагнозы ставить, что бы больничный длительный не давать.

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:41 pm UTC (link)
Херня все это.

Конечно, в целом против такого обобщения не попрёшь. :) Но порой и детали важны. Как в позднем СССР "принуждали" к вредной работе? - Повышенной зарплатой (до 800 рэ шахтёрам), отпуска, за вредность, ранние пенсии и т.п. Хочешь уйти - иди, хоть в ВУЗ, заочно и бесплатно. Потом - это была ОБЩАЯ нужда (грязные и вредные производства). Можно было сказать, что "я тут в грязи, а вы балеты пишите", но большая разница с "я тут, чтоб не подохнуть от голода, в грязи, а вы в Лондоне с миллиардом".

(Reply to this) (Parent)(Thread)

(no subject) - [info]zepete, 2008-12-04 05:47 pm UTC
(no subject) - [info]eldhenn, 2008-12-04 06:15 pm UTC
(no subject) - [info]blanqi, 2008-12-04 06:39 pm UTC
(no subject) - [info]sara_phan, 2008-12-06 04:23 pm UTC
эхх... - [info]asfer, 2008-12-18 11:25 am UTC

[info]tanatt
2008-12-04 05:31 pm UTC (link)
блестящая запись, спасибо!
Над экзестенцией все же буржуазная мысль тоже страдала не мало, даром что Сартр и Камю не в СССР творили , но разница подмечена , ещё раз спасибо =)

(Reply to this) (Thread)


[info]blanqi
2008-12-04 05:53 pm UTC (link)
Да, конечно (про экзистенцию). Если всё раскрыть до конца, трёхтомник выйдет. Нудный. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Представляю! - [info]tanatt, 2008-12-04 06:03 pm UTC

(540 comments) - (Post a new comment)

Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…